ОГЭ по информатике и ИКТ

ОГЭ по информатике является довольно популярным предметом для сдачи, так как позволяет школьникам связать будущую деятельность с востребованными профессиями: программирование, веб–дизайн и т.д. Алгоритм экзамена построен таким образом, чтобы проверить не только теоретические знания по пройденным темам, но и практические способности работы с компьютерными программами.

Структура экзамена

Экзамен состоит из двух частей: в первой располагаются теоретические задачи, во второй — практические. Время, отведенное ученикам для решения, составляет 150 минут. Задания первой части — 10 вопросов, требующих краткого ответа в виде слова, числа или определенной последовательности букв, цифр. Темы, встречающиеся в этой части, проверяют навыки кодирования и декодирования, анализа моделей объектов, простых алгоритмов, умение выполнять переадресацию в интернете и т.д.

Вторая часть — 5 упражнений, связанных с работой на компьютере. Два из них так же требуют краткого ответа и заносятся в бланк, выдаваемый вместе с экзаменационной работой. Оставшиеся три подразумевают работу на компьютере через создание файлов в формате, который определяется заданиями экзамена.

В 2020 году структура экзамена несколько поменялась, и информатика приобрела больше заданий практической направленности. КИМ 2021 года не изменился и полностью соответствует предыдущей структуре. Число заданий сокращено до 15, однако при этом добавлены 3 новые задачи, проверяющие знания по следующим темам:

  • Задание 11 — поиск информации через текстовый редактор и возможности операционной системы.
  • Задание 12 — анализ содержания каталогов файловой системы.
  • Задание 13 — создание презентации или текстового документа с заданными параметрами.

Раньше выпускникам 9 класса предстояло решать всего 2 практические задачи, в то время как остальные вопросы были теоретическими. Усложнение формата сдачи связано с требованиями к освоению дисциплины. Информатика, как предмет, имеет в первую очередь практическую направленность, поэтому школьники должны осваивать больше навыков в этом направлении.

Алгоритм работы при решении рекомендуется следующий: на первую часть потратить около 30 минут, на задания второй части — 120 минут.

Критерии оценки

Все варианты работ отличаются по степени сложности и числу баллов, начисляемых при выполнении. Максимальная сумма первичных баллов, которые можно получить за экзамен — 19. Они складываются следующим образом:

  • Задания 1–12 за правильное решение дают один первичный балл.
  • Задания 13, 15 принесут два первичных балла.
  • Задание 14 может дать три первичных балла при правильном выполнении.

Время, которое рекомендуется потратить на задачи 13–15, составляет порядка 25–40 минут. Особенно стоит уделить внимание заданию 14, цель которого составление электронной таблицы с последовательным внесением данных.

После выставления первичных баллов их можно перевести в привычную пятибалльную систему:

  • «2» ставится за 0–3 балла.
  • «3» ставится за 4–9 баллов.
  • «4» ставится за 10–15 баллов.
  • «5» ставится за 16–19 баллов.

При отборе учеников в профильный 10-й класс Рособрнадзор рекомендует ориентироваться на минимальный порог в 13 баллов. Это тот показатель, который демонстрирует, что ученик достаточно владеет информационно–коммуникационными технологиями, чтобы продолжить обучение.

Несмотря на невысокий проходной порог, ученики не смогут просто угадать ответ. В работе отсутствуют тесты с вариантом выбора: все ответы необходимо получать через самостоятельное решение. Поэтому понимание алгоритмов решения теоретических задач, упражнения с тренировочными вариантами и самостоятельное выполнение практических заданий — это комплекс знаний и навыков, необходимых при сдаче экзамена.