ОГЭ по литературе

Литература как предмет, сдаваемый в формате ОГЭ, имеет уникальную структуру. Разработанная еще для ГИА особенность экзамена подразумевает полное отсутствие тестов и заданий с кратким ответом. Каждый вопрос требует развернутого анализа разной длины. Поэтому подготовка к нему предполагает как хорошее знание теоретической базы, так и наличие практических навыков в анализе художественных текстов.

Структура экзамена

В 2021 году структура ОГЭ существенно изменилась: был увеличен максимальный балл с 39 до 45, увеличено число заданий, изменен принцип выбора вопросов. Так, новое задание относится к базовому уровню сложности и представляет собой анализ выбранного фрагмента в соответствии с вопросами экзамена. Кроме того, учащимся теперь предлагают выбирать не варианты блоков задач, а конкретные задачи: 1.1/1.2, 2.1/2.2, 3.1/3.2.

Задания каждой части подразумевают анализ представленного произведения с последующим написанием развернутого ответа на поставленный в конце вопрос. Первая часть строится на написании мини–сочинений, вторая — на одном развернутом тексте.

Представленный на экзамене материал первой части имеет свои особенности:

  • Задания 1.1 и 1.2 состоят из фрагмента эпического, драматического или лироэпического произведения. Они проверяют умение анализировать представленный текст, емко отвечать на вопрос и аргументировать свое мнение. Важной особенностью выполнения этих задания является использование языка произведения. Подкреплять аргументы необходимо цитатами из соответствующих мест.
  • Задания 2.1 и 2.2 требуют анализа выбранного фрагмента в заданном ключе.
  • Задание 3 подразумевает разбор стихотворения, басни или баллады с анализом содержания произведения или его формы.Для работы необходимо понимание специфики поэтических текстов.
  • Задание 4 проверяет умение сопоставлять произведения, находить в них общие моменты и отличительные черты.

Задания первой части предполагают ответ в 3–5 предложений, исключением является четвертое задание, которое требует 5–8 предложений. Вторая часть состоит из одного объемного сочинения на 200 слов, тему которого можно выбрать из пяти предложенных.

Что важно учесть при подготовке

Учение девятого класса, решивший сдавать литературу, должен хорошо разбираться не только в литературных произведениях, но и в таких категориях как:

  • Приемы выразительности (олицетворение, эпитет, метонимия и др.).
  • Структура и композиция произведения.
  • Литературные термины: тема, идея, проблема, лирический герой и т.д.
  • Жанры, направления.

Владение понятийным аппаратом поможет продемонстрировать общую эрудированность и владение предметом.

Вместе с тем, у девятиклассников возникают сложности со списком произведений. Он достаточно обширный и включает в себя большой исторический период: от древнерусской литературы до поэтов и писателей 20 века.

Особенностью подготовки является список литературы, представленной в кодификаторе на сайте ФИПИ. Несмотря на то, что каждый год он практически не меняется, невозможно предсказать, какие именно произведения попадутся школьнику на экзамене. В описаниях кодификатора существуют такие пометки как «фрагменты» без уточнения конкретной главы, а иногда вовсе дается повесть, комедия, стихотворение или рассказ по выбору.

При сдаче экзамена важно опираться не только на знание материала, но и на аналитические способности, владение терминами и использование аналогий. Они могут помочь в формировании ответа, даже если школьник не знаком с представленным произведением.