ОГЭ по биологии

ОГЭ по биологии — один из экзаменов по выбору, который могут сдавать девятиклассники. Предмет необходим учащимся, планирующим в будущем обучаться в медицинских университетах, на биологических факультетах и т.д.

Структура экзамена

Экзаменационная работа состоит из 29 заданий, разделенных на две части. На их решение отводится 180 минут. Первая часть состоит из 24 вопросов, требующих краткого ответа. Решение заносится в бланк ответов №1, ответы на вторую часть с развернутым объяснением решения записываются в бланк ответов №2. Результаты могут записываться в разном виде: слова, словосочетания или цифры в определенной последовательности.

Часть1 включает в себя 16 заданий базового уровня сложности, 8 — повышенного, часть 2 содержит 5 заданий, требующих развернутого ответа.  Упражнения проверяют знание таких тем как царство животных, растений, грибов, признаки биологических объектов, основы психологии и поведенческих рефлексов человека и т.д.

В первую часть входит работа с графиками, получение информации из таблиц, проверка навыков, связанных с умением логически думать, выбирая верные суждения. Во второй части упражнение, проверяющее умение работать с текстом, привлекая контекстные знания для ответов на вопросы, задание, связанное с анализом статистики, научных методов, а также практические упражнения для демонстрации биологических знаний при решении задач.

Варианты экзаменационных заданий распределяются в процентном соотношений следующим образом:

  • Тема «Биология как наука» — 3–4 задания на экзамене.
  • Тема «Признаки живых организмов» — 6–7 заданий на экзамене.
  • Тема «Взаимосвязь организмов и окружающей среды» — 2 задания на экзамене.
  • Тема «Система живой природы» — 6–7 заданий на экзамене.
  • Тема «Организм человека его место в окружающей среде» — 9–10 заданий на экзамене.

Преобладание вопросов, связанных с жизнедеятельностью человека, отвечает целям и задачам изучения курса биологии. Они заключаются в получении представлений о функционировании живых организмов и, в первую очередь, о системах человеческого организма.

Простые задачи, встречающиеся в первой части, не должны занимать более 3–4 минут на обдумывание и решение. Задания второй части требуют по 15–25 минут на один вопрос.

Изменения в экзамене в 2021 году

По сравнению с КИМ 2020 года выпускникам 2021 досталось меньше заданий: их число было уменьшено с 30 до 29. Сокращение коснулось первой части, откуда убрали два вопроса, при этом расширив вторую часть одним новым заданием. Такие изменения способствовали сохранению максимального первичного балла, получаемого за экзамен.

Обновление структуры коснулось следующих задач:

  • Вопрос 24, нацеленный на проверку того, насколько учащимся изучены морфологические признаки организма. Задание проверяет навыки соотношения по заданной схеме. В 2021 году список объектов для работы был расширен.
  • Вопрос 26. Задача, проверяющая практические навыки в биологии. Оценивает умение наблюдать, анализировать и описывать биологические процессы путем проведения экспериментов. Была добавлена для оценки исследовательских навыков выпускника.

Представленные упражнения проверяют умение девятиклассника понимать биологические тексты, логически рассуждать и верно формулировать свои мысли. Именно часть с расширенными ответами отражает профильную эрудированность, так как для связных рассуждений необходимо владеть понятийным аппаратом.

Критерии оценивания работ

Максимальный первичный балл, который можно получить на экзамене — 45. Представленные вопросы различаются по степени сложности и начисляемым баллам:

  • Задания 1–17, ответы на которые дают в виде слова или цифры, принесут 1 первичный балл.
  • Задания 18–23, 25–26 могут принести 2 первичных балла.
  • Задания 24, 27–29 оцениваются в 3 первичных балла при полном выполнении.

В привычной пятибалльной системе оценки, полученные за экзамен, выглядят следующим образом:

  • «2»ставится за 0–12 баллов;
  • «3» ставится за 13–24 балла;
  • «4» ставится за 25–35 баллов;
  • «5» ставится за 36–45 баллов.

Для получения проходного балла достаточно сосредоточить внимание на базовой части. Более высоких оценок можно добиться при работе с частью, требующей развернутого ответа. Рособрнадзор рекомендует принимать в профильный 10-й класс только тех учащихся, чьей подготовки к экзамену хватило на оценку в 33 первичных балла. Это свидетельствует о достаточной степени овладения теоретической базой, чтобы продолжить изучение предмета на более высоком уровне.