ЕГЭ по химии

Подготовка к ЕГЭ по химии часто сопровождается у учащихся определенными проблемами, возникающими из-за сложности выполняемых задач. Проще всего преодолеть эти проблемы через занятия с профессиональными репетиторами, способными систематизировать предоставляемые знания, разбивая их на логические блоки.

Структура государственного экзамена по химии

Все варианты экзамена строятся по одной схеме: работа состоит из двух частей, в первой находится 29 заданий, во второй — 6 заданий. Часть 1 подразумевает краткие ответы на вопросы базового и повышенного уровня сложности. Часть 2 состоит исключительно из задач высокого уровня сложности, требующих развернутого ответа на поставленные вопросы.

Средний балл за 2019 год:

Преподаватели

Схема оценивания заданий выглядит следующим образом:

  • 1 первичный балл учащиеся могут получить за вопросы 1–6, 11–15, 19–21 и 26–29.
  • 2 первичных балла учащиеся могут получить за вопросы 7–10, 16–18 и 22–25.
  • От 2 до 5 первичных баллов можно получить за задачи, требующие развернутого ответа, при условии верного и последовательного выполнения задания.

Продолжительность экзаменационной работы составляет 210 минут. При правильной подготовке с постепенным охватом материала на решение всего теста у школьника может уйти около 3 часов. При этом еще 30 минут должно остаться на перепроверку написанной информации.

Число представленных заданий определяется следующими факторами:

  • Глубиной изучения анализируемого учебного материала на базовом и повышенном уровне сложности.
  • Требованиями к результатам обучения — тем знаниям, навыкам и умениям, которые должны быть выработаны у учащихся по результатам завершения курса.

Задания базового уровня сложности нацелены на проверку степени усвоения знаний, касающихся элементов таблицы Менделеева из разделов неорганической и органической химии, теоретических основ изучения дисциплины. Требования по подготовке выпускников в отношении этих знаний считаются обязательными для освоения.

Далее в структуре курса идут задания повышенного уровня сложности, требующие краткого ответа. Он устанавливается после решения задачи и записывается учеников в виде цифровой последовательности. Эти вопросы ориентируются на проверку степени усвоения обязательных элементов не только на базовом, но и на углубленном уровне.

По сравнению с вопросами предыдущей группы задачи повышенного уровня сложности состоят из большего разнообразия вариантов и практических действий. Они основаны на применении навыков и знаний, применяемых в более нестандартных ситуациях, например, при необходимости охарактеризовать типы полученных химических реакций.

Вопросы, на которые учащиеся должны дать развернутый ответ, отличаются от предыдущих задач, так как предусматривают комплексную оценку умений и навыков на более глубоком уровне. Они характеризуются высоким уровнем сложности и состоят из таких категорий как:

  • Задания, нацеленные на проверку усвоения знаний о главных элементах содержания, например, окислительно-восстановительных реакций.
  • Вопросы, проверяющие понимание учащимся процессов взаимосвязи между химическими веществами. Чаще всего тестируется на примере изменений неорганических и органических веществ.
  • Расчетные задачи, требующие практических действий со стороны учащегося.

При решении ЕГЭ школьники могут пользоваться непрограммируемым калькулятором, позволяющим избежать математических ошибок.

Как подготовиться к экзамену по химии

Подготовка к ЕГЭ и ЦТ по химии начинается с онлайн изучения соответствующих документов, предоставляемых ФИПИ: спецификации, кодификатора и демоверсий работ.

Готовясь к сдаче экзамена, важно учитывать следующие особенности процесса:

  • Пользоваться прошлогодними вариантами задач нужно вдумчиво. Структура экзамена подвергается изменениям, из-за чего у учащегося могут возникнуть разночтения по сравнению с вариантом заданий текущего года.
  • Демонстрационная версия, которую предоставляет ФИПИ в качестве образца для решения, будет легче настоящей экзаменационной работы. В демоверсии содержатся примерные темы, преподносимые в упрощенном формате.
  • Для обретения уверенности в своих способностях школьникам будет полезно ознакомиться с университетским курсом химии. Конечная цель ЕГЭ — подготовка академической базы выпускников, позволяющей им беспрепятственно заниматься в университете по профильным предметам. Если учащийся может решать задачи уровня первого курса для студентов, с ЕГЭ не возникнет проблем.
  • Нельзя зацикливаться на одном формате материала. Существует множество учебных пособий и материалов, дающих теорию в подготовке к ЕГЭ по химии. Однако разные авторы по-разному подходят к этому процессу. У многих существуют темы, которые они считают более актуальными, и форматы работы, встречающиеся чаще остальных. ЕГЭ же представляет собой разнообразие типовых задач, а потому школьник должен познакомиться со всеми их вариациями.

Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по химии

Если ученик готовится к ЕГЭ самостоятельно, лучше всего начинать это делать еще с 10 класса, чтобы успеть охватить весь теоретический материал. При наличии подготовленной ранее базы знаний достаточно будет и одного года, однако дополнительная подготовка никогда не повредит. Для работы стоит использовать пособия, одобренные ФИПИ, так как они содержат наиболее полный и структурированный материал, который будет встречаться на реальном экзамене.

Что делать на экзамене

На экзамене нужно обращать внимание на следующие моменты:

  • Изучаемые кислоты разделяются на сильные, средние и слабые. Однако при выполнении экзаменационных задач кислоты делятся только на сильные и слабые.
  • При решении задач по неорганической химии нужно понимать, как взаимодействует не только класс элементов в целом, но и каждый отдельный элемент.
  • Все элементы, вступившие в химическую реакцию, должны быть уравнены. Иначе конечное решение окажется неверным.

Важно уделить время на проверку готовой работы перед ее сдачей. Это поможет избежать ошибок, связанных с невнимательным написанием ответов, которое может стоить выпускники нескольких первичных баллов.