ОГЭ по географии

География в качестве предмета по выбору считается одним из наиболее легких экзаменов, выбираемых учащимися девятого класса. Несмотря на кажущуюся простоту, в экзаменационную работу включены задания разных разделов, проверяющих как теоретические, так и практические знания выпускника. Это требует основательной подготовки, так как школьный курс обучения географии рассчитан на небольшое количество часов и не позволяет заниматься повторением пройденного материала.

Структура экзамена

Экзаменационная работа по географии строится на темах, изучаемых на протяжении 5-9 класса. В их число входят такие обширные модули как:

  • География России.
  • Страноведение.
  • Физическая география.
  • Землеведение.

Длительность экзамена по географии составляет 150 минут. Всего девятиклассникам предстоит решить 30 заданий. Особенности ОГЭ по географии связаны с использованием дополнительных материалов. Учащимся разрешено приносить с собой атласы, линейку и простой калькулятор. Атласы — ценный источник информации, в которых можно получить данные для ответа при наличии навыка ориентирования в картах и чтения географических символы.

Распределение вопросов по блокам выглядит следующим образом:

  • Материки, океаны, страны — 2 вопроса.
  • Природопользование — 2 вопроса.
  • Природа Земли и человек — 6 вопросов.
  • Работа с географическими данными — 7 вопросов.
  • География России — 13 вопросов.

Значительное внимание в экзаменационных вариантах уделяется вопросам, связанным с географией родного края. Также задания выявляют умение школьников работать с разновидностями источников, содержащих географическую информацию: иллюстрациями, картами, текстами.

Вопросы распределяются по уровню сложности: 15 задач принадлежат к базовому уровню, 13 — к повышенному, 2 характеризуются высокой сложностью.

ОГЭ проверяет навыки учащихся при работе с:

  • Определением расстояний, направлений и высоты.
  • Выделением важных географических признаков, характерных для определенной местности.
  • Объяснением процессов природных явлений.
  • Составлением характеристики разной местности.
  • Поиском информации, необходимой для описания географических объектов.
  • Анализом данных и способностью делать выводы на основании полученных сведений.

Работа проводится комплексно, оценивая как теоретическую базу, так и практические умения учащегося.

Критерии оценки

Максимальная сумма первичных баллов, которые могут набрать выпускники 2021 года — 31 балл, что соответствует структуре экзамена в 2020 году (в 2019 году максимум — 32 балла). Два первичных балла даются только за 12 задание, остальные вопросы принесут школьнику один балл. На решение 12 задачи рекомендуется тратить около 13 минут, в то время как более простые упражнения следует решать за 3-5 минут.

Начисленные первичные баллы переводятся в стандартную систему оценки по пятибалльной шкале:

  • «2» ставится за 0–11 баллов.
  • «3» ставится за 12–18 баллов.
  • «4» ставится за 19–25 баллов.
  • «5» ставится за 26–31 балл.

Рекомендуемый ФИПИ порог прохождения для отбора в профильный класс — 23 балла. Это тот уровень знаний, который позволит изучать географию дальше и сдавать экзамен в формате ЕГЭ.

Что важно запомнить перед экзаменом

Подготовка к сдаче должна происходить с учетом следующих особенностей:

  • Решение тренировочных вариантов приоритетнее работы с учебниками. Задачи прошлых лет помогут быстрее запомнить расположение географических объектов, набить руку и приспособиться к структуре экзамена.
  • Необходимо хорошее знание физической и административной карты мира. На экзамене не будет много времени, чтобы кропотливо искать реки, города и другие географические объекты.
  • Хороший атлас обеспечит удобную работу. Материал, который разрешено брать на экзамен, обязательно должен быть одобрен Министерством образования. Подходящий атлас будет информативным, ценным пособием. Он не должен содержать дополнительные обозначения или надписи, иначе такой вариант не допустят до экзамена.

Для хорошей сдачи экзамена необходимо чередовать типы подготовки: изучение нового материала, закрепление с помощью тестов, повторение через конспекты и решение задач. Этот алгоритм поможет систематизировать знания и лучше усвоить информацию.